про атф

Общаемся на любые темы

Модераторы: Шурпа_Коробкин, Sweeper

Сообщение
Автор
Baberrr

про атф

#1 Сообщение Baberrr » Чт май 05, 2011 10:19 pm

-содрал с http://www.matir.ru есть интересные моменты, особенно в конце !


Масло для акпп (автоматических коробок передач)

Масло в АКПП выполняет несколько функций, каждая из которых предъявляет к его свойствам свои требования. Оно используется:
в гидротрансформаторе для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач;
для отвода тепла от фрикционных элементов управления, зубчатых зацеплений и из гидротрансформатора;
для удаления продуктов износа, образующихся в результате взаимодействия трущихся поверхностей;
для обеспечения смазки всех трущихся поверхностей;
в системе управления.

Масла, используемые в механических коробках передач, совершенно не пригодны для автоматических трансмиссий, поэтому были разработаны специальные типы масел (ATF).

Для соединения коленчатого вала двигателя с ведущим валом коробки передач в автоматических трансмиссиях используются гидротрансформаторы. В качестве рабочего тела в этих агрегатах используется масло, с помощью которого и осуществляется, в случае отсутствия блокировки гидротрансформатора, формирование крутящего момента на ведущем валу коробки передач. Использование масла в качестве рабочего тела предъявляет к нему специфические требования, одно из которых - достаточно большой удельный вес.

Как известно, во время работы гидротрансформатора, зубчатых зацеплений и фрикционных элементов управления выделяется большое количество теплоты. Поэтому одной из задач масла и является отвод выделившейся теплоты от указанных элементов в масляный радиатор, где оно отдает теплоту во внешнюю среду. Из этого следует, что масло должно быть устойчивым к длительному воздействию высоких температур.

Для нормальной работы зубчатых зацеплений, фрикционных элементов управления и подшипников необходимо обеспечить подвод к этим узлам достаточного количества масла. Поэтому масло должно обладать хорошими смазывающими свойствами.

Помимо охлаждения и смазки масло используется для отвода продуктов износа, образующихся во время работы элементов автоматической коробки передач. Поэтому оно содержит специальные при¬садки, которые предотвращают ржавчину и окисление деталей. Кроме того, в масло добавляют присадки, способствующие на¬хождению продуктов износа во взвешенном состоянии, что улучшает их отвод из рабочей зоны коробки передач и обеспечивает более качественную очистку масла в фильтрах.

И наконец, масло используется в системе управления, также как и в трансформаторе, в качестве основного рабочего тела. Для обеспечения нормальной работы системы управления и достаточного ее быстродействия необходимо, чтобы масло имело как можно меньшую вязкость. Каждая из перечисленных функций предъявляет маслу для автоматических коробок вполне определенные требования, причем некоторые могут в значительной мере противоречить друг другу. Использование для каждой системы отдельного типа масла значительно усложнило бы конструкцию кпп и сильно снизило бы ее надежность. Поэтому разработчики АКПП пошли по пути создания масла, которое могло бы удовлетворить по своим свойствам всем перечисленным выше требованиям. Результатом стала разработка специального масла для автоматических коробок передач.

Масла для АКПП разделяются на три класса - минеральные, полусинтетические и синтетические. Большинство изготовителей трансмиссий используют в АКПП минеральное масло, и рекомендуют для замены использовать такое же масло. Однако некоторые европейские производители используют полусинтетическое масло.

Масло для коробок автомат представляет собой смесь, основой которой (85 - 90%) является сырая нефть или базовое сырье. Остальные 10 - 15% составляют присадки, обеспечивающие маслу требуемые свойства. Поскольку основой масла является сырая нефть, то это и определяет его основные недостатки. Сырая нефть обладает повышенной вязкостью, склонна к окислению, вспениванию и отрицательно реагирует на воздействие высокой температуры. Словом, обладает всеми теми качествами, которые не должно иметь масло для автоматических коробок переключения передач. Исправить все эти недостатки можно с помощью специальных присадок.

Хотя масла от различных производителей и отвечают всем требованиям, предъявляемым маслу для автоматических трансмиссий, но это вовсе не означает, что все они идентичны по химическому составу. Поэтому ко всем перечисленным выше требованиям добавляется еще одно - совместимость с маслами других производителей. Совместимость оценивается следующим образом. Масло смешивается с маслами других производителей. Эта смесь подвергается воздействию предельно допустимых высокой и низкой температур, диапазон которых определяется рабочими режимами АКПП. При этом смесь всегда должна остаться полностью смешанной и не изменять свой цвет.

Назначение специальных присадок заключается в следующем:
предотвращать образование в масле воздушных пузырьков (антивспенивание);
повысить температуру воспламенения масла;
предотвращать соединение масла с кислородом (антиокислители);
обеспечить нейтральность масла по отношению к деталям из резины (предотвращать разбухание резиновых уплотнений и прокладок);
повысить износостойкость фрикционных узлов;
предотвращать коррозию металла, с которым контактирует масло (ингибиторы коррозии);
удерживать продукты износа во взвешенном состоянии (дисперсанты);
обеспечивать требуемое значение коэффициента трения во фрикционных элементах управления АКПП (модификаторы трения);
обеспечить незначительное изменение вязкости масла при низких температурах;
обеспечить отличительные особенности масла от всех других типов масел, используемых в автомобиле (краситель, как правило, красного цвета).

Свойства масла для акпп (часть 1)


Вязкость масла

Вязкость масла определяется его внутренним трением или, другими словами, сопротивлением течению масла. Чем выше вязкость, тем больше сопротивление течению. В случае высокого значения вязкости масла возникают задержки в переключении передач и увеличивается время скольжения фрикционных элементов управления при их включении, что вызывает повышенный износ поверхностей трения.

Однако если вязкость масла слишком низкая, то это отрицательно скажется на работе зубчатых зацеплений и подшипников, поскольку в этом случае пленка масла между контактирующими поверхностями становится менее прочной и может разрушиться при незначительных контактных усилиях. Разрушение масляной пленки приведет к прямому взаимодействию контактирующих поверхностей и, как следствие этого, появлению задиров. Кроме того, пониженное значение вязкости способствует увеличению внутренних и внешних утечек масла.

Вязкость определяется прежде всего содержанием в сырой нефти воска. Поэтому при изготовлении масла для АКПП используется сырая нефть с низким содержанием воска, и в качестве присадки в нее добавляют химикалии, которые способствуют снижению вязкости сырой нефти. Кроме того, вязкость масла серьезно зависит от температуры. Она увеличивается при низких температурах и уменьшается при нагревании. По сравнению с другими автомобильными смазочными материалами, масло для АКПП должно лишь незначительно изменять свою вязкость в условиях низких температур.

Присадки, называемые присадками вязкости, позволяют маслу для АКПП сохранять вязкость практически неизменной в широком диапазоне температур.
Температура воспламенения

Температура воспламенения - это температура, при которой пары нагретого масла загораются от воздействия открытого огня, т.е. температура начала горения масла при воздействии на него открытого пламени. Для минерального масла, изготовленного на базе сырой нефти, температура воспламенения равна 149°С, а для синтетического - 204°С.
Вспенивание масла

Быстро вращающиеся детали коробки передач перемешивают масло с такой силой, что вызывают его вспенивание, т.е. образование воздушных пузырьков во всей массе масла. Это вызывает изменение свойств самого масла. Оно становится сжимаемым, что соответствующим образом сказывается на работе системы управления АКПП. Вспенивание масла приводит к снижению давления в основной магистрали и, как следствие этого, увеличению времени скольжения во фрикционных элементах управления в процессе их включения. Это вызывает повышенный износ фрикционных накладок и увеличивает выделение тепла в масло. В результате перегрева масло теряет свои свойства и АКПП быстро выходит из строя с очень тяжелыми последствиями. Кроме того, вспенивание масла может привести к его утечке через сапун и попаданию на элементы системы выпуска отработанных газов двигателя, и, как следствие, к возгоранию масла.

Во избежание этих проблем в масло для АКПП добавляют антивспенивающие присадки, которые препятствуют возникновению воздушных пузырей и снижают срок существования возникших пузырей.
Стойкость к окислению

Работа масла при высокой температуре и большой нагрузке способствует быстрому окислению его молекул, что вызывает значительное сокращение несущей способности масла и, вследствие этого, быстрый выход из строя всей коробки передач. Кроме того, образующийся при окислении масла лак может вызвать заклинивание клапанов системы управления, в результате чего она перестает нормально работать.

Окисление масла весьма существенная угроза работоспособности АКПП, поскольку скорость химической реакции удваивается с повышением температуры на каждые 10°С. С тем, чтобы предотвратить быстрое окисление масла, в него добавляют присадки, которые называются противоокислительными ингибиторами.
Антикоррозийные свойства

Масло для АКПП также должно содержать присадки, называемые ингибиторами коррозии, которые предотвращают коррозию металлических деталей АКПП (особенно изготовленных из латуни и бронзы). Эти материалы обычно используются для изготовления масляных радиаторов и подшипников скольжения.
Нейтральность масла по отношению к деталям из резины

Масло для АКПП должно также быть совместимо с резиной, нейлоном, тефлоном и другими синтетическими материалами, которые используются при изготовлении уплотнений, некоторых элементов гидравлических клапанов, привода спидометра и других элементов трансмиссии.
Антифрикционные свойства масла

В масло для АКПП добавляется достаточно большое количество антифрикционных присадок, назначение которых - снижать износ трущихся поверхностей зубчатых зацеплений и подшипников. В качестве антифрикционных присадок могут использоваться цинк, сера и фосфор.
Способность масла удерживать продукты износа во взвешенном состоянии

Присадки, называемые дисперсантами, удерживают в масле продукты износа деталей АКПП во взвешенном состоянии. Это препятствует образованию осадка и обеспечивает с помощью масла доставку продуктов износа к фильтрам, где они и улавливаются.
Свойства масла для акпп (часть 2)


Обеспечение требуемого значения коэффициента трения во фрикционных элементах управления АКПП

Кроме всего перечисленного, в масло для АКПП добавляют присадки для обеспечения стабильного значения коэффициента трения во фрикционных элементах управления. Эти присадки называются модификаторами трения.

В настоящее время масла для АКПП классифицируются на две группы: с изменяемыми и неизменяемыми фрикционными свойствами. К маслам с изменяемыми фрикционными свойствами относятся: масло Type A, DEXRON, MERCON, и MOPAR ATF-ПЛЮС, а к маслам с неизменяемыми фрикционными свойствами: масло Type F и Type G. Изменение фрикционных свойств этих двух групп масел происходит противоположным образом. Для выяснения основных отличий между этими двумя группами масел познакомимся сначала с двумя терминами: коэффициентом трением покоя и коэффициентом трения скольжения.

Коэффициент трения покоя - это коэффициент трения между двумя контактирующими поверхностями, которые находятся относительно друг друга в неподвижном состоянии. Коэффициент трения скольжения - коэффициент трения между двумя контактирующими поверхностями, которые скользят относительно друг друга. Как правило, коэффициент трения покоя больше коэффициента трения скольжения.

У масел с неизменяемыми фрикционными свойствами коэффициент трения скольжения увеличивается с уменьшением скорости скольжения фрикционного элемента, т.е. в начале включения фрикционного элемента коэффициент трения скольжения больше, чем в конце этого процесса. Иными словами, коэффициент трения покоя у масел с неизменяемыми фрикционными свойствами больше, чем коэффициент трения скольжения (см. рис.)

У масел с изменяемыми фрикционными свойствами коэффициент трения скольжения, наоборот, уменьшается с уменьшением скорости скольжения поверхностей. Поэтому коэффициент трения покоя у таких масел меньше, чем коэффициент трения скольжения.

Таким образом, изменение фрикционных свойств масла в зависимости от скорости скольжения позволяет разработчикам трансмиссий путем выбора масла с соответствующими свойствами влиять на качество переключения передач. Поэтому при расчете фрикционных элементов управления необходимо учитывать - какой группы будет использоваться масло во вновь разрабатываемой АКПП. Если используется масло с неизменяемыми фрикционными свойствами, то фрикционный элемент во включенном состоянии (когда относительная скорость скольжения равна нулю) способен воспринимать больший момент, по сравнению с тем, если бы в АКПП использовалось масло с изменяемыми фрикционными свойствами. А это, в свою очередь, позволяет и фрикционные элементы меньших размеров или уменьшить в дисковом тормозе или муфте количество фрикционных дисков (см рис.2).

Недостатком масла с неизменяемыми фрикционными свойствами является то, что из-за низкого значения коэффициента трения скольжения на начальном этапе включения фрикционного элемента управления требуется более высокое давление.

Для трансмиссий, в которых используется масло с неизменяемыми фрикционными свойствами, характерны четкие переключения передач и практически неизменные обороты двигателя при переключении передач.

Использование масла с изменяемыми фрикционными свойствами требует несколько иного подхода к проектированию АКПП и программированию законов переключения передач. Главное преимущество масел этой группы - относительно высокое значение коэффициента трения скольжения в начальный момент включения фрикционного элемента управления. Дальнейшее снижение коэффициента трения в процессе уменьшения скорости скольжения фрикционного элемента позволяет обеспечить на заключительном этапе высокое качество его включения. Однако на заключительном этапе из-за уменьшения коэффициента трения может возникнуть несколько чрезмерное скольжение фрикционных элементов относительно друг друга, что вызовет выделение большего количества теплоты.

Из-за более низкого значения коэффициента трения покоя в АКПП, в которых используется масло с изменяемыми фрикционными свойствами, разработчикам приходится применять тормозные ленты и фрикционные диски больших размеров или использовать в пакете фрикционных дисков большее количество дисков. Как правило, в этих АКПП при движении автомобиля с неполной нагрузкой переключения передач происходят очень мягко и практически незаметно для пассажиров.

Последствия использования масла не той группы определяются типом масла, которое первоначально было залито изготовителем автомобиля. Если первоначально в АКПП было использовано масло с неизменяемыми фрикционными свойствами, то замена его маслом с изменяемыми фрикционными свойствами приведет к излишнему скольжению фрикционных элементов управления. Причем скольжение может проявиться не только во время переключения передач, но и при движении с включенной передачей. Скольжение будет особенно заметным при движении в условиях, когда двигатель развивает крутящий момент, близкий к максимальному (буксировка прицепа или автомобиля, движение на подъеме). Излишнее скольжение элементов управления приводит к быстрому изнашиванию фрикционных накладок и снижает срок службы всей АКПП.

В случае же использования в АКПП масла с неизменяемыми фрикционными свойствами вместо масла с изменяемыми фрикционными свойствами переключения передач станут более резкими, и пассажиры автомобиля будут ощущать во время переключения передач заметные толчки. Изменение характеристик переключения передач в этом случае обычно увеличивает нагрузку некоторых элементов коробки передач. Однако поломка какого-либо элемента АКПП при такой замене масла маловероятна, и это никак не отразится на сроке службы всей трансмиссии.

Некоторые компании, выпускающие масла для АКПП, разработали полностью синтетические сорта масел (иногда их называют универсальными), которые можно, по мнению производителей, использовать для довольно широкого диапазона моделей трансмиссий с АКПП.

Однако, вопреки утверждениям фирм-производителей, факт остается фактом - масло с неизменяемыми фрикционными свойствами нельзя заменять маслом с изменяемыми фрикционными свойствами, поскольку, как уже объяснялось ранее, принцип работы масел, входящих в разные группы, существенно различается. Некоторые синтетические масла могут отвечать каким-то свойствам, характерным для обеих групп масел, и могут даже нормально работать при некоторых условиях движения.

Baberrr

#2 Сообщение Baberrr » Пт май 13, 2011 1:48 pm

тихо сам собой
заметки слесаря, который делает ТО - ATF Type WS -50000км на замене масла почти всегда черный, ATF T 4 -60-70000km -красный , после 80000км- теряет цвет
для примера вчера показали 40 камри 2,4 литра с 140(240 не важно), на щюпе наклейка WS пробег 55 , ATF -черный !! но ведь эта коробка изначально работала на T 4.......

kot bazilio

#3 Сообщение kot bazilio » Пт май 13, 2011 2:01 pm

Привет.В описании к WS написано что оно для коробок секвентального типа.Смысл лить в гидромеханику?

Baberrr

#4 Сообщение Baberrr » Пт май 13, 2011 3:53 pm

что ж такое секвинтальная :
Секвентальная КПП — механическая КПП с гидравлическим механизмом переключения передач и электронным управлением сцеплением, так что педали сцепления здесь нет - водителю нужно лишь передвигать рычаг КПП вперед или назад, причем делать это можно независимо от положения педали акселератора. Если на любой передаче поднять обороты двигателя до срабатывания ограничителя то автоматическое переключение передач вверх не происходит - точно так же, как в случае с механической КПП. Если же полностью остановить автомобиль, а затем вновь нажать на педаль акселератора, то автоматически включится первая передача, это сделано только для того, чтобы не заставлять водителя лишний раз передвигать рычаг.

секвинтальная акпп - это обычный автомат плюс два микрика и программа , тип масла как бы вроде не причем
WS:
 ATF WS is used to reduce the resistance of the ATF and improve the fuel economy by reducing its viscosityin the practical operating temperature range. At higher fluid temperatures, the viscosity is the same as that
of ATF Type T-IV, which ensures the durability of the automatic transaxle.
 ATF WS and other types of ATF (ATF TypeT-IV , D-II.) are not interchangeable.
ВЯЗКОСТЬ У WS - не сильно изменяется во всем диапазоне температур, чего не скажешь про TypeT-IV , отсюда проблемы с переключением на холодную, когда залита НЕ ТА ЖИЖА!
НЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ !!!

kot bazilio

#5 Сообщение kot bazilio » Пт май 13, 2011 4:18 pm

(Секвентальная КПП — механическая КПП с гидравлическим механизмом переключения передач и электронным управлением сцеплением).От такой логики можно обалдеть.как механика и гидромеханика одно и тоже?

mihailrr
Опытный агрегатчик
Сообщения: 784
Зарегистрирован: Вс мар 29, 2009 9:55 pm
Откуда: Киров

#6 Сообщение mihailrr » Пт май 13, 2011 5:42 pm

Секвентальная КПП, это коробка в которой возможно переключать передачи только последовательно. Перескочить через передачу не получиться. Именно этот момент и обозначается- "секвентальная". А какая она механическая или автоматическая, без разницы.

kot bazilio

#7 Сообщение kot bazilio » Пт май 13, 2011 7:26 pm

Отсюда вывод-гидромеханника это секвентальная коробка :x

Baberr
Настоящий агрегатчик
Сообщения: 2062
Возраст: 53
Зарегистрирован: Ср янв 27, 2010 4:56 pm
Откуда: Москва
Контактная информация:

#8 Сообщение Baberr » Пт май 13, 2011 8:24 pm

остановка машины с 4-й передачи до 0км/ч --4-3-1
кикдаун (газ в пол) -- 4-2-3-4

mihailrr
Опытный агрегатчик
Сообщения: 784
Зарегистрирован: Вс мар 29, 2009 9:55 pm
Откуда: Киров

#9 Сообщение mihailrr » Пт май 13, 2011 8:40 pm

kot bazilio писал(а):Отсюда вывод-гидромеханника это секвентальная коробка :x


Не факт!

mihailrr
Опытный агрегатчик
Сообщения: 784
Зарегистрирован: Вс мар 29, 2009 9:55 pm
Откуда: Киров

#10 Сообщение mihailrr » Пт май 13, 2011 8:41 pm

Baberr писал(а):остановка машины с 4-й передачи до 0км/ч --4-3-1
кикдаун (газ в пол) -- 4-2-3-4


Однозначно не секвенталка. :x

kot bazilio

#11 Сообщение kot bazilio » Пт май 13, 2011 9:24 pm

Тогда повторюсь ещё раз.Какой смысл лить в гидромеханику масло для секвентальной коробки?

antit2307

#12 Сообщение antit2307 » Ср май 25, 2011 10:23 pm

Подскажите, добрые люди. Вместо рекомендуемого 2-го декстрона залил 3-й, на горячую пропадает 4-я передача, а задняя иногда пробуксовывает. Вопрос, причина в масле ?

Аватара пользователя
Коробас
Настоящий агрегатчик
Сообщения: 348
Зарегистрирован: Чт ноя 22, 2007 9:27 pm
Откуда: Петрозаводск
Контактная информация:

#13 Сообщение Коробас » Чт май 26, 2011 6:47 am

Однозначно нет!
АКПП-Сервис Петрозаводск
Александр Потапов
г. Петрозаводск
т. 8 (8142) 63-49-00
8 (8142) 33-00-63
http://www.akpp-ptz.ru

exile

#14 Сообщение exile » Сб май 28, 2011 1:31 pm

нет не в нем


Вернуться в «OFFтоп»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя