Как все произошло: в один "прекрасный" день выезжаю задом с парковки, включаю D жму газ почти до упора. Машина вроде как пытается поехать, но слышится глухой удар, (как будто бы порвался какой-то ремень внутри коробки) машина с места не тронулась, и начала негромко подвывать. Добавляю оборотов вой немного усиливается. Назад едет без проблем и даже вой пропадает. Во всех остальных режимах воет. все. машину заглушил. После было решено оттащить авто поближе к дому. подцепили, завел, включил нейтраль и поехали потихоньку - вой практически сразу пропал. Как притащили я попробовал поставить D - машина поехала как ни в чем не бывало. проехал пару метров, потом сдал назад. Включаю D и снова завыла и не едет. Через несколько дней оттащил машину к себе в деревню на эстакаду, самостоятельно заехал во двор и на эстакаду без воя... снял коробку и частично разобрал. выкладываю фотки обнаруженных дефектов..
несколько кусочков металла и немного стружки в поддоне.

Далее, заметил скопление маленьких кусочков металла на шестерне:

так же поврежден один подшипник, видимо один из кусочков туда попал:

Далее обнаружил откуда эти осколки, на фото видно - крайняя часть шлицов солнечной шестерни обломана :


Далее, с обратной стороны передачи пластиковое кольцо все слизано и похоже оно не стопорилось тремя ножками а вращалась выедая металл:

далее, другое стопорное кольцо разбило посадочное место но похоже что тут не критично (или критично в моем случае?):

уплотнение на штоке порвано и болтается.

пытаясь восстановить ход событий на ум приходит только один вариант:
Планетарный редуктор соскочил с вала и встав под углом, сателлитами сожрал часть уплотнительного кольца на штоке, а самим штоком кончики шлицов солнечной шестерни. Вот так

только не могу понять почему это случилось, на ум приходит опять же один вариант, но в него верится с трудом. Это пластиковое колечко

выедено таким образом что очевидно что оно выскочило из посадочных мест и попала под корпус передачи чем могла сдвинуть всю передачу на пару миллиметров. Но редуктор же должен сидеть по всей длине шлицов, и по моему пара миллиметров не должна была сыграть роли.. на сколько правдоподобна версия? если учесть все нюансы, а это периодическая работоспособность после и во время буксировки, всегда работающая задняя передача.. вот пока и все, буду благодарен за помощь с мыслями и запчастями для коробки.