ЕДИНАЯ
СПРАВОЧНАЯ

Казань
Владивосток
Волгоград
Екатеринбург
Ижевск
Краснодар
Курск

Москва
Наб. Челны
Нижний Новгород
Новокузнецк
Петрозаводск
Ростов-на-Дону
Самара

Санкт-петербург
Саратов

Сыктывкар
Тольятти
Тюмень
Уфа
Чебоксары
Invalid Input
Invalid Input

 

Роботизированная или же сиквенциальная коробка передач является верхом инженерной мысли. Именно эти коробки устанавливаются на новейших суперкарах и высших моделях всех автомобильных производителей. Само название также было выбрано неслучайно, потому что от водителя механизмы коробки через датчики получают некую входную информацию, после чего происходит определенное управление движением. Робот полностью включает в себя и коробку и сцепление, которые работают в одном общем корпусе. Один из больших плюсов этой коробки – сравнительно малая масса и габариты, что позволяет её применять без ущерба для распределения баланса.

Основные узлы и принцип работы

Общее устройство коробки-робота можно описать как обычная механическая коробка, с блоками управления сцеплением, крутящим моментом и переключением передач. Сцепление, по сути, классическое – фрикционного принципа действия. Высшим достижением инженеров сейчас является двойное сцепление, о котором будет рассказано подробнее ниже. Часто используется не пара фрикционных дисков, а целый пакет, и диски имеют при этом не классическую, а гораздо более сложную конструкцию и форму.

Как мы уже говорили, основу составляет старая проверенная механическая коробка, при этом часто используются ранее разработанные и хорошо зарекомендовавшие себя решения. Например, тот же Mercedes-Benzиспользует одну и ту же коробку, сменяя только гидротрансформаторы и разные конструкции многодисковых сцеплений. Так, например, на базе одной и той же механической коробки передач строятся роботы от 5 до 7 передач.

Сцепление может быть двух типов управления. Оно может приводится в действие при помощи гидравлики, либо при помощи электромеханического блока с мощным электромагнитом. Гидравлика управляется целым рядом электромагнитных клапанов, которые регулируют подачу масла в корпус сцепления и на крыльчатки. Главный цилиндр, управляющий сцеплением, также является электромеханическим узлом. Основное различие в управлении между электрическим и гидравлическим приводом заключается в скорости работы. Коробки с электрическим приводом стоят значительно дешевле, однако они требуют некоторого времени «на размышления» бортового компьютера. Гидравлика же поддерживает давление в системе на постоянном уровне, но при этом она тратит значительно больше электроэнергии. Эта проблема была устранена посредством дополнительных генераторов на передней оси. Для сравнения, скорость переключения передачи на электрических приводах нередко занимает больше 1 секуды, в то время как лучшие образцы коробок роботов, работающих на гидравлическом приводе, демонстрируют от 0.03 секунды до 0.08 секунды.

Поэтому роботы с электрическим приводом часто ставят на бюджетные автомобили, а роботы с гидравликой – на автомобили премиум-класса.

Двойное сцепление

Основное преимущество двойного сцепления заключается в том, что оно не прерывает передачу мощности при переключении скоростей. Если автомобилисты считают робот несколько медленной коробкой, то двойное сцепление стирает разницу. Машины с двойным сцеплением моментально отвечают на действия водителя.

Если пояснить всё просто, то получается, что один набор шестеренок вращается с одной скоростью через одно сцепление, в то время как другой набор уже готов к переключению на другую скорость к другому сцеплению. Такая коробка находится в ожидании, и как бы «предугадывает» дальнейшее переключение, заранее подготавливая следующую скорость на втором сцеплении, поэтому передача переключается практически моментально. Так как коробка постоянно использует заранее приготовленную передачу, то второе её название (хотя и более правильное) – преселективная коробка передач, от английского слова «preselect», что означает «заранее подготовленный выбор». В силу ещё меньшего размера такая коробка – отличный выбор для малолитражных автомобилей. Также двойное сцепление не тратит энергию на раскрутку и на паузы, поэтому оно помогает существенно экономить топливо.

Вместо заключения

Как бы то ни было – единственный минус роботизированной коробки передач – это её повышенная стоимость. Если Вы хотите коробку автомат, но при этом необходима полная отдача – то выбирайте двойное сцепление, это отличный выбор для женщин водителей.